Опубликовано 31.03.2023 01:56

Как научить ребенка игре

Кажется, что игра – это нечто легкомысленное, поверхностное, поскольку цель игры – доставить удовольствие ее участникам. Играя, люди не преследует каких-то конкретных практических целей. Однако философы и психологи считают игру одним из фундаментальных свойств человеческой культуры.

Детёныши животных, которые в детстве были лишены игр, вырастают агрессивными и трусливыми. Их реакции на разные жизненные ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в стае. Даже те животные, которые всю взрослую жизнь проводят в одиночку, – например, медведи или дикие кошки, в детстве очень общительны и игривы. В процессе игры происходит знакомство со свойствами предметов окружающего мира, с особенностями поведения его обитателей, со своими собственными возможностями. Игра, таким образом, становится средством познания.

Игра не только благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность.

От уровня развития игровой деятельности в значительной степени зависит уровень развития мышления, воображения, речи.

В игре дети учатся человеческим отношениям, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им. С другой стороны, даже в процессе серьёзных научных исследований часто встречается элемент игры. Учёные говорят об игре ума. И это не просто метафора.

Игры с правилами развивают навыки самоконтроля, учат соблюдать нормы поведения. В сюжетно-ролевых играх дети овладевают умением планировать и регулировать свои действия, у них формируется выразительность речи, такие игры помогают раскрепоститься (Еще об этом читайте в разделе «Верно действовать в любой ситуации»).

Сюжетно-ролевым играм ребёнка нужно обучать. Для ролевых игр могут понадобиться игрушечные наборы «Маленький доктор», «Маленький парикмахер», «Посуда», «Кукольный дом». Необходимый набор легко изготовить вместе с ребёнком, и это может принести больше пользы, чем роскошные покупные игрушки. Дети легко воспринимают условность: кубик может стать машиной, карандаш – ложкой. Такое превращение способствуют проявлению творческих задатков, готовит к восприятию более сложных символических обозначений, в том числе и письменной речи. Предложив детям сюжетно-ролевую игру, не забывайте время от времени подбрасывать им идеи неожиданного поворота сюжета, чтобы их игра не превратилась в бессмысленное повторение одних и тех же действий (Еще об этом читайте в разделе «Верно действовать в любой ситуации»).

Совместная игра с ребёнком – это общение с ним, которое является главным источником развития.

Хорошо, если у ребёнка появится желание придумывать свои собственные игры. И вдвойне хорошо, если в этой игре вы позволите ребёнку чувствовать себя ведущим.


Комментарии (0)