Как выбирать игрушки
Игрушки – не пустяки. Это не просто дорогостоящие ломкие «штучки». Не стоит покупать первые попавшиеся игрушки, ведь они – орудие развития вашего ребёнка. Решите, есть ли необходимость в нескольких десятках однообразных зверушек. Мягкие игрушки и куклы – это, конечно, приятные впечатления, они хороши и для создания домашнего кукольного театра. С помощью первых ярких и звучащих игрушек ребёнка можно не только успокоить, развеселить, но и повысить его активность. Однако избыточное количество игрушек приводит к рассеиванию внимания детей! Можно завалить ими ребёнка, но ему будет полезнее, если дать ему немного игрушек, а, заметив потерю интереса к ним, предложить другие. Не забывайте: ребёнку нужно время, чтобы “осмыслить” игрушку. Постарайтесь, чтобы у ребёнка были такие игрушки, у которых познавательность сочеталась бы с удовольствием и весельем, доставляемыми ими детям. Без этого развитие ребёнка будет неполным.
Понятно, что для разного возраста познавательными будут различные игрушки. Но в любом случае, для того чтобы игрушка дала ребёнку интеллектуальный толчок, она должна быть развивающей, т.е. ее функциональные особенности должны совсем немного опережать его развитие: ровно настолько, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес из-за избыточной сложности освоения.
Для раннего возраста полезны следующие игрушки: пирамидки - разнообразные по цвету, форме и материалу; матрёшки и «матрёшкоподобные» вкладыши разной формы и размера; игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений (так называемые доски Сегена); кубики – крупные и яркие; народные игрушки с подвижными частями.
Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
Игрушки должны по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимо, если они стимулируют асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому.
Для того чтобы организовать игры с развивающими игрушками, взрослые должны в какой-то степени экспериментировать. На первых порах взрослый определяет, что ребёнку интересно, а что пока нет. Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями ребёнка, сочетания занимательности, эмоциональной и игровой привлекательности занятия – с его развивающим эффектом. Игры с водой, песком, мыльными пузырями не только знакомят с природой вещей, но и улучшают настроение, уменьшают нервное напряжение.
Настольные игры развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, улучшают внимание, память, мышление, речь. Если игра составлена по мотивам сказки или литературного произведения, ребёнка надо познакомить с текстом или напомнить ему известный уже сюжет.
Комментарии (0)