Опубликовано 19.05.2023 17:36

Развитие речи посредством пальчиковых игр

Почему так важно развитие мелкой моторики руки ребёнка?

Развитие ребёнка происходит поэтапно, каждый этап очень важен, от его успешности зависит развитие малыша, его способности, появление тех или иных интересов, и в целом формирование личности ребёнка.

Практически все знают понятие «мелкая моторика» и что её развитие очень полезно.

Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики?

Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчиками ощущает предметы, импульсы от этих ощущений идут в мозг, центры головного мозга, отвечающие за движения пальчиков, располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь.

Исследования отечественных физиологов Т.Н. Андриевской, Л.В. Антаковой-Фоминой, Г.В. Беззубцевой, М.М. Кольцовой подтверждают связь развития рук с развитием мозга и показывают, что систематическая целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

Следовательно – плодотворное развитие мелкой моторики улучшает речь. Получается, что, когда ребёнок работает пальчиками и ручками – активизируются речевые зоны.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.

Принципы подбора игр на развитие мелкой моторики.

1. В игре обязательно должны сочетаться движения на напряжение и расслабление.

2. Должна быть задействована вся кисть руки.

3. Уровень сложности упражнения и игр должен соответствовать возрасту.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Какие бывают пальчиковые игры для детей

1.     Фольклорные пальчиковые игры:

Семья Этот пальчик — дедушка. (можно заменить именами родственников в ласкательной форме) Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! (растопырить ручки малыша или свои)

Кулачок Раз, два, три, четыре, пять! (собрать ручку в кулачок) Вышли пальчики гулять! (раскрыть кулачок) Раз, два, три, четыре, пять! (погладить ладошку) В домик спрятались опять. (свернуть в кулачок) И опять «вышли пальчики гулять». Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Этот пальчик — гриб нашел, Этот пальчик — чистит стол, Этот — резал, Этот — ел. Ну, а этот лишь глядел!

Сорока-ворона Сорока-ворона кашу варила, (чертим пальцем круги по ладошке; сорока-ворона можно заменить на любое имя) Деток кормила. (загибаем пальцы по одному, начиная с мизинца) Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, (подёргать большой палец) А этому не дала. (разгибаем пальцы по одному; здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши) Он сено не косил, Корову не доил, Тесто не месил, И печку не топил.

Домик

Под грибом - шалашик-домик,  (соедините ладони шалашиком) Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается). Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу) А на нем - дубовый стол.  (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки) Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе) На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони) И блины горой стоят - Угощенье для ребят.  

И т.д.

2. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шероховатый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками определяет их на ощупь, что это), «Горячее – холодное», «Мокрое – сухое».

3. Различные игры с водой.

4. Игры с нанизыванием: «Собери пирамидку», «Собери бусы».

5. Игры – шнуровки

6. Мозаики (крупные и мелкие).

7. Пазлы (твёрдые и мягкие)

8. Игры с пластилином.

9. Игры на базе конструктора «Лего», они способствуют не только развитию мелкой моторики, а также формированию представлений о цвете, форме и ориентировке в пространстве.

10. Рисование

- обводка плоских фигур (дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственная ладонь);

- обводка трафаретов на разные лексические темы («Животные», «Овощи», «Фрукты» и др.

11. Аппликация – учить рвать и мять бумагу, наклеивать.

12. Домашние дела, способствующие развитию мелкой моторики:

- перемотка ниток;

- завязывание и развязывание узелков;

- перебирание круп и бобовых;

- массаж ладошек грецкими орехами, карандашам, массажными мячиками су-джок;

- водные процедуры, переливания воды (можно предложить помыть пластмассовую посуду или постирать бельё, объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание, развешивание).

Правила проведения игр на развитие мелкой моторики.

1.   Игровые занятия должны постепенно усложняться.

2.   Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

3.   Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всём должна быть мера!).

4.   Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или ребёнок неважно себя чувствует.

5.   Не допускайте переутомления ребёнка в игре.


Комментарии (4)