Опубликовано 19.05.2023 14:19

Экспериментируйте с детьми дома

     Экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.  Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. 

  Нам хотелось бы, чтобы вы, родители, следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». 

Вот несколько простых опытов с водой и бумагой:

Опыт № 1.

·        Цель: исследовать плавучесть предметов.

·        Материал: прозрачное ведро с водой, камни, пластмассовые крышки, деревянные карандаши, кусочки бумаги.

·        Описание. Опуская предметы в воду наблюдайте, какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности воды.

Опыт № 2.

·        Цель: познакомить с основными свойствами бумаги.

·        Материал: лоскут ткани, бумага, губка, полиэтилен.

·        Описание. Расскажите из чего сделана бумага. Сравнить бумагу с другими материалами. Все ли они скручиваются, легко рвутся и долго не принимают прежнюю форму, если их смять?

Опыт № 3.

·        Цель: узнать, может ли бумага служить мостом.

·        Материал: машинка, лист бумаги, деревянные бруски.

·        Описание. Сделать из двух брусков и листа бумаги мост. Положить на мост груз – машинку. Что произошло с мостом? (Он прогнулся). Можно ли из бумаги сделать мост?

Опыт № 4.

·        Цель: исследовать воду на прозрачность.

·        Материал: два стакана с водой (простая вода и окрашенная в белый цвет или молоко), две чайные ложки.

·        Описание. Опустите ложку вначале в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Попробуй объяснить, почему в одном из стаканов ложка видна полностью. А в другом - нет?

Опыт № 5

·        Цель: убедиться в том, что пар состоит из воды.

·        Материал: два стакана с горячей и холодной водой, листочки бумаги, зеркальце.

·         Описание. Подержать над стаканом с горячей водой зеркальце и на нем появятся капли. Положить на оба стакана ( с горячей и холодной водой) листочки бумаги  и через некоторое время  вы увидите, что листочек со стакана с горячей водой стал влажный , а со стакана с холодной водой не изменился.

Экологическая сказка.

Цель: исследовать влияние на воду природного материала.

Материал: 2 аквариума с водой, игрушки рыбки, камешки, фантики от конфет, листочки, песок (лучше речной), стакан с водой, окрашенной в черный цвет.

·        Описание. Жил-был маленький прудик, а в нем плавали рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. (Подуть сильно на воду, как это делает ветер. Что стало с водой?) В Прудик попали камешки, песок и листочки. (Бросить в воду камешки, высыпать песок и бросить листочки. Где оказались камешки? Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачная? Что происходит с листьями в воде?) Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только рыбки, но и песок, камешки, листочки.

Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался ещё сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. А потом к Прудику подошёл какой-то человек и вылил в него грязную воду. (Бросить в таз фантики и вылить окрашенную воду. Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Видны ли теперь камешки в пруду?) Прудику сделалось плохо. От грязи вода в нём стала мутной, и он загрустил. (Подумай, что нужно делать, чтобы   Прудику было хорошо? Как правильно себя вести на природе у воды, чтобы её не загрязнять? Мы поможем рыбкам и переселим их в другой чистый прудик с камешками, песком и листочками.

Литература:

1.      М. Султанова « Простые опыты с водой», Издательство: Хатбер, 2014 г.,          16 стр.

2.     М. Султанова « Простые опыты с бумагой», Издательство: Хатбер, 2014 г.,      16 стр.


Комментарии (1)