Экспериментируйте с детьми дома
Экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Нам хотелось бы, чтобы вы, родители, следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько простых опытов с водой и бумагой:
Опыт № 1.
· Цель: исследовать плавучесть предметов.
· Материал: прозрачное ведро с водой, камни, пластмассовые крышки, деревянные карандаши, кусочки бумаги.
· Описание. Опуская предметы в воду наблюдайте, какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности воды.
Опыт № 2.
· Цель: познакомить с основными свойствами бумаги.
· Материал: лоскут ткани, бумага, губка, полиэтилен.
· Описание. Расскажите из чего сделана бумага. Сравнить бумагу с другими материалами. Все ли они скручиваются, легко рвутся и долго не принимают прежнюю форму, если их смять?
Опыт № 3.
· Цель: узнать, может ли бумага служить мостом.
· Материал: машинка, лист бумаги, деревянные бруски.
· Описание. Сделать из двух брусков и листа бумаги мост. Положить на мост груз – машинку. Что произошло с мостом? (Он прогнулся). Можно ли из бумаги сделать мост?
Опыт № 4.
· Цель: исследовать воду на прозрачность.
· Материал: два стакана с водой (простая вода и окрашенная в белый цвет или молоко), две чайные ложки.
· Описание. Опустите ложку вначале в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Попробуй объяснить, почему в одном из стаканов ложка видна полностью. А в другом - нет?
Опыт № 5
· Цель: убедиться в том, что пар состоит из воды.
· Материал: два стакана с горячей и холодной водой, листочки бумаги, зеркальце.
· Описание. Подержать над стаканом с горячей водой зеркальце и на нем появятся капли. Положить на оба стакана ( с горячей и холодной водой) листочки бумаги и через некоторое время вы увидите, что листочек со стакана с горячей водой стал влажный , а со стакана с холодной водой не изменился.
Экологическая сказка.
Цель: исследовать влияние на воду природного материала.
Материал: 2 аквариума с водой, игрушки рыбки, камешки, фантики от конфет, листочки, песок (лучше речной), стакан с водой, окрашенной в черный цвет.
· Описание. Жил-был маленький прудик, а в нем плавали рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. (Подуть сильно на воду, как это делает ветер. Что стало с водой?) В Прудик попали камешки, песок и листочки. (Бросить в воду камешки, высыпать песок и бросить листочки. Где оказались камешки? Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачная? Что происходит с листьями в воде?) Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только рыбки, но и песок, камешки, листочки.
Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался ещё сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. А потом к Прудику подошёл какой-то человек и вылил в него грязную воду. (Бросить в таз фантики и вылить окрашенную воду. Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Видны ли теперь камешки в пруду?) Прудику сделалось плохо. От грязи вода в нём стала мутной, и он загрустил. (Подумай, что нужно делать, чтобы Прудику было хорошо? Как правильно себя вести на природе у воды, чтобы её не загрязнять? Мы поможем рыбкам и переселим их в другой чистый прудик с камешками, песком и листочками.
Литература:
1. М. Султанова « Простые опыты с водой», Издательство: Хатбер, 2014 г., 16 стр.
2. М. Султанова « Простые опыты с бумагой», Издательство: Хатбер, 2014 г., 16 стр.
Комментарии (1)